Внешность женщин в разные эпохи. Стандарты женской красоты эпохи возрождения. Женская красота в разные эпохи

I. Каменный век - Хорошего человека должно быть много

Летом 1908 года в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, расположенного в Австрии, археолог Йозеф Сомбати обнаружил небольшую статуэтку женской фигуры. Выглядела она именно так. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно в 24-22 тысячелетии до нашей эры, и по мнению некоторых исследователей возможно была идолом плодородия, которому поклонялись наши предки. Так или иначе, но из этого следует полагать, что именно так выглядел идеал женщины в эпоху каменного века: большая грудь, широкие бёдра и избыточная (по нашем меркам) масса тела, но тем не менее именно такое сложение, как считалось в ту эпоху, свидетельствовало о том, что женщина хорошо питается и может выносить, родить и воспитать ребёнка. От этого и идол плодородия. А позже появились такие скульпторы-эстеты, которых дамы с чересчур пышными формами не вдохновляли, и они в своих фигурках "воспевали" более стройных женщин, однако с теми же неизменными широкими бёдрами.

II. Древний Египет - красота царицы Нефертити

И полное имя известной египетской царицы подтверждает её красоту - Нефер-Неферу-Атон Нефертити, что в переводе означает "Прекраснейшая из прекрасных Атона, Прекрасная Пришла". Атона египтяне считали верховным богом.

В отличии от пышнотелых идеалов эпохи каменного века, египтяне наоборот ценили в женщинах стройность (но не худобу), а также длинноногость. У настоящей египтянке должны были быть широкие плечи, развитые мускулы, плоская грудь, узкие бёдра, тонкие черты лица. В те далёкие времена у египтян была настоящая "страсть" к зелёному цвету: глаза (обязательно большие и миндалевидной формы) обводили зелёной краской из углекислой меди; из растёртого малахита получали зелёную краску и красили ей ступни ног. Пользовались египтянки также и косметикой, рисовали себе привлекательные губы. Что касается волос, то особой значимости египетские женщины им не придавали, не отращивали, а брились налысо, после чего на голову надевали парики из овечьей шерсти.

А вот последняя египетская царица Клеопатра VII отнюдь не была красавицей, а прославилась благодаря своему обаянию, привлекательности, образованности, смелости и дерзости. Она была невысокого роста, коренастой, имела выдающийся подбородок и узкие губы. Как и многие египтянки того времени, Клеопатра использовала различные благовония, принимала ванны из молока ослиц. Свои длинные ноготки царица окрашивала в терракотовый цвет обыкновенной хной. Не зря считают, что маникюр впервые возник в Древнем Египте.

III. Древний Китай - Красота требует больших жертв

Идеалом красоты в Древнем Китае считалась маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами, поэтому по китайским обычаям, которые вошли в традицию во II тысячелетии, китаянка должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающую форму молодого месяца или лилию. Иначе шансы выйти замуж равнялись нулю. Поэтому уже вскоре после рождения девочкам начинали туго бинтовать стопу, добиваясь прекращения её роста. Самостоятельно ходить при этом женщина не могла и её буквально носили на руках. В итоге таким методом можно было добиться того, что длина стопы ограничивалась размером в 10 см.

Кроме маленьких ножек, в китайских женщинах ценили изящество, сдержанность движений, жестов и походки. Смеяться на людях женщине было запрещено, дабы не обнажать свои зубы. Очень высоко китаянки ценили белизну и румянец лица, а чтобы скрыть свою природную смуглость, щедро пользовались косметикой, в том числе белилами.

IV. Древняя Греция - Эстетические идеалы

А вот в Древней Греции, где были популярны Олимпийские игры и спартанское воспитание, идеалом считалась подтянутая женщина спортивного телосложения. Гречанки отнюдь не воспринимались обществом, как только жёны и матери, они занимали важное место в социальной жизни. Эстетические идеалы того времени основывались скорее не на чистой гармонии, а на физическом совершенстве всего тела.

Древнегреческая легенда гласит, что Геракл однажды долго притворялся девушкой, скрываясь среди иониек, что в те времена можно было сделать весьма просто, ибо прекрасный пол был под стать Гераклу. Однако всё-таки классическим примером женской античной красоты считается статуя Венеры Милосской, параметры которой 86-69-93, а рост - 164 см. Ценили среди гречанок также большой лоб с широко расставленными глазами, греческий профиль, широкие плечи, маленький бюст, развитые мускулы, крепкие руки и бёдра.

V. Средние века - Мрачные идеалы

И настали мрачные и грозные Средние века. Пришли времена аскетизма, подчинения христианству и отрешённости от радостей, когда нагота и вообще всё телесное отрицалось, как "греховное", а стремление к красоте попало в список смертных грехов. Идеалом женщины считали Деву Марию и представительницы женского пола, которые жили в ту эпоху, старались полностью соответствовать этому идеалу. Овал лица должен был быть удлинённым, лоб - высоким, глаза - огромными, кожа - бледной, грудь - маленькой. Хотя некоторым женщинам всё же разрешалось иметь большую грудь, но только простолюдинкам, дабы подчеркнуть их безвкусицу и невежество. Благородные же дамы с детства носили железные пластины, чтобы грудь не развивалась, а также брили себе волосы на висках, на лбу и бровях, чтобы придать своему лицо более одухотворённый вид и отсутствующее, кроткое выражение. Рост должен был быть маленьким, как и рот, кисти рук, а также ступни. Ценилась худоба, скрытая под просторными и бесформенными одеждами, но в эпоху готики приобрёл ценность и округлый животик, для чего под платье на живот накладывали специальные простёганные подушечки, которые назывались - босы.

Волосы тщательно скрывались под чепчиками или же накидками, а блондирование волос архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил нечестивым занятием. Столь популярная ранее косметика также оказалась под запретом, в моде только бледность, худоба и полная отрешённость от мира сего.

VI. Эпоха Возрождения - Воскрешение "земной" красоты

В эпоху Возрождения строгие идеалы Средних веков отступили и воскресла "земная" красота, которую прежде считали греховной. В моде светлые и рыжие вьющиеся волосы, длинные и стройные шеи и ноги, широкие и округлые плечи, среднее (а иногда и упитанное) телосложение, накладные бёдра и животы. Идеалом женской красоты считаются красавицы с портретов Боттичелли или же знаменитая Венера Урбинская с картины Тициана.

Одежда становится всё более откровенной, обзаводится смелыми декольте, а представительницам прекрасного пола не запрещается позировать для картин обнажёнными, и красавицы той эпохи всё чаще появляются на полотнах известных мастеров того времени. О строгих идеалах Средних веков уже ничего не напоминает, кроме разве что белого цвета кожи, который со временем также выходит из моды, а кожа по канонам того времени должна была быть слегка красноватой от кровообращения.

VII. Барокко - Величие и пышность форм

Конец XVII века ознаменовался эпохой барокко, которая стала настоящим триумфом для полных дам с весьма округлыми формами. В моде широкие плечи, длинные шеи, большая грудь, пышные бёдра и как не странно это звучит, целлюлит. Канонам эпохи барокко старалась следовать фаворитка французского короля Людовика XIV мадам де Монтеспан. Законодателем моды на пышные формы стал Рубенс, который вывел тот идеал округлой и пышущей здоровьем женщины. В моде всё то же смелое декольте, а также пышная и вычурная одежда - залог женской неотразимости.

VIII. Рококо - Лёгкость и грациозность во всём


На смену барокко в начале XVIII века приходит лёгкое, грациозное и игривое рококо. Женским идеалом перестаёт быть полная женщина, дама той эпохи напоминала хрупкую фарфоровую статуэтку, а законодательницей мод стала знаменитая королевская фаворитка маркиза де Помпадур. В женщинах ценятся округлые лица с приятными щёчками, чуть вздёрнутый носик, гладкие румяные щёчки, маленький пухлый ротик. Однако в моде не худоба, а небольшая упитанность, при которой у дамы и без корсета наличествовала талия. В почёте всё те же светлые волосы, обладательницей которых и была маркиза де Помпадур, именем которой называют не только эпоху, но и обстановку в квартирах, постройки, костюмы, причёску. Именно она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

Что касается причёсок, то в эпоху рококо главный акцент был как раз на них. Торжествовали чудеса парикмахерского искусства, женские причёски становились всё причудливее, сложнее и выше. Так некоторые сооружения были высотой в пол метра. Во время сооружения этого восьмого чуда света, использовали проволоку, яичный белок и множество других вещей, незаменимых для эпохи рококо, которые позволяли возводить на дамских головах "вавилонские башни".

Приобрели большую популярность корсеты, а вслед за этим появился негласный закон, согласно которому обхват талии не должен был превышать обхват шеи любовника её обладательницы, то есть примерно 30-40 см. Носить корсет могли лишь дамы благородного происхождения, а на то чтобы его надеть, затянуть, а потом снять (что было очень проблематично) уходила уйма времени.

IX. Классицизм - естественность и возвращение к античности

За эпохой игривого рококо, когда женщина представляла собой весёлое и грациозное создание, украшенное рюшами и кружевами, и заключённое в "объятия" корсета, настала Великая французская революцию, а вместе с ней и эпоха классицизма. Конец XVIII века ознаменовался снова входившими в моду естественными очертаниями фигуры, возвращением к эпохи Ренессанса, а скорее к античности. Дамы отказываются от ношения корсетов, но меж тем в моде стройная фигура с плавными линиями и естественные пропорции тела, без телесных излишеств и без чрезмерной худобы. Лицо должно было быть симметричным, с ровным носом. Налицо было возвращение Ренессанса, только в более строгой форме.

X. Ампир - эпоха Наполеона

Основной законодательницей мод той эпохи стала Жозефина Богарне, которая была в то время первой модницей Империи. Главным отличием ампира от классицизма является больший блеск и пышность. Если в 1790-х годах в моде был шмиз - полотняная рубашка с глубоким декольте и короткими рукавами, то уже в начале 1800-х в "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали. В моде ампира подражание не греческому, а римскому искусству. Дамы перестают пользоваться декоративной косметикой и используют только естественные тона; ценится белизна и нежность рук, поэтому Жозефина перед сном надевала перчатки. Женщины отказываются от париков и сложных причесок, в моде натуральные волосы. Платья эпохи ампир лёгкие, но из-за сурового климата Европы, с длинными рукавами и небольшим вырезом на груди. Для их пошива используют шёлк и бархат и украшают богатой вышивкой в греческом и египетском стилях. Торжествует эпоха античного Рима, эпоха блеска и помпезности.

XI. Романтизм - Глубина сердечных чувств

Бледность считалась глубиной сердечных чувств, а тёмные круги под глазами - признаком духовности. Что касается моды, то греческие платья эпохи классицизма и платья эпохи античного Рима, так популярные при Жозефине Богарне, ушли в прошлое. Юбки стали длиннее, талия ниже, а рукава более присборенными, чтобы усилить визуальный эффект осиной талии. Неотъемлемой частью женского гардероба также стал кринолин и жёсткий корсет, который позволял затягивать талию до 40 см.

XII. Позитивизм - Яркость на смену утончённости

В конце XIX века в моде на смену утончённости романтизма приходит яркость и блеск позитивизма, а буржуазия становится законодательницей моды. В это время существуют два противоположных типа красоты: так в средней Европе, Германии и Америке отдают предпочтение пышным женским формам эпохи барокко, а во Франции и Англии в моде силуэт стройной женщины.

В женском костюме исчезает кринолин, зато появляется тюрнюр - специальное приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Платья сузились, как и рукава, а в моду вошло жабо.

Зарождается интерес к этническим костюмам, в дамском гардеробе того времени можно было увидеть костюмы с индийскими мотивами, что объясняется тягой ко всему восточному, распространённой в конце века.

XIII. Модерн - Прекрасная эпоха

Конец XIX и начало XX ознаменовалось так называемой Прекрасной эпохой, символами роскоши и безмятежности которой стали помпезный бразильский театр "Амазонас" и шикарный лайнер "Титаник". Начинался золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, рождения кино и новейших технологий, а также начала суфражистского движения.

Одним из новшеств того периода стало появление S-образного силуэта, который подчёркивал талию путём формирования большого бюста и пышной задней части платья. Дамы всё больше напоминали собой волнообразную линию, а талию утягивали до 42 см. Таким образом в начале ХХ века полностью изменилась структура женского платья. Дам ценили, преимущественно невысоких и желательно пухленьких, тонущих в роскошном декоре различных жабо, воланов и бантов. В моде были пышные шляпы с огромным количеством завитых страусиных перьев и высокие причёски.

Известная французская танцовщица и балерина Клео де Мерод стала создательницей гладкой, на прямой пробор, причёски, совсем закрывающей уши, которой отдали дань все дамские головки Европы. Поговаривали, что балерина вынуждена была прибегнуть к ней из-за того, что у неё была отрезана мочка левого уха, а газетчики уверяли, что мочку отстрелил один из ревнивых любовников Клео - целился в сердце, а попал в ухо. Также благодаря де Мерод, распространилась мода на распущенные волосы, так как когда она танцевала, то распускала свои великолепные волосы, что было непривычно для балета.

Идеалом считалась утонченная и загадочная дама, с лицом, покрытым вуалью, и томным взглядом. Для создания последнего, женщины использовали вместо туши для ресниц толчёный уголь. Приходит мода на нервных, страстных и демонических дам, а также на брюнеток. А любовь к брюнеткам - любовь к экзотике. В начале XX века всем была известна история исполнительницы экзотических танцев и куртизанки голландского происхождения Мата Хари, чьё настоящее имя было Маргарета Гертруда Зелле. Она выдавала себя за экзотическую принцессу или индийскую княжну, и привлекала публику откровенностью и экзотичностью своих танцев.

В моде также были чёрные глаза, и представительницы прекрасного пола, закапывали себе в глаза раствор белладонны, чтобы расширить зрачки и создать "взгляд ведьмы". Но о последствиях никто не задумывался.

XIV. ХХ век - Женская эмансипация

После окончания Первой мировой войны ничего не остаётся от изнеженной леди довоенной эпохи. Грядёт женская эмансипация, идеалом становится самостоятельная девушка-шатенка, которая ни в чём не уступает мужчинам, курит сигары и обожает танцы. В моде коротко стриженные волосы, тонкие выщипанные брови, длинные шеи и ноги, затянутая грудь, короткие юбки, худая фигура мальчишеского типа.

Однако после окончания Второй мировой войны худоба стало порядочно раздражать мужчин, и в моду опять вошли женщины в теле. В 50-х годах на смену холодным дивам с мальчишеской фигурой пришли дамы с покатыми плечами, большой грудью, осиной талией и пышными юбками. Бюстгальтеры были не особо популярны, так как модницы, помешанные на своей красоте, не давали покоя феминисткам. Последние были настолько возмущены этой манией столько времени уделять своему внешнему виду, что бюстгальтеры, которые попались под горячую руку были названы "предметом порабощения", превращающим женщину в куклу. В ходе массовых протестов бюстгальтеры даже сжигали, а их продажа по всему миру сократилась вдвое. Зато в моду вошли эластичные корсеты, которые не стесняли движений и позволяли достигнуть 25 см окружности талии. Что касается причёсок, то в моде были различные конские хвосты, завивки и причёски с начёсом.

А вот после 60-х, когда народ уже отошёл от военных страхов, в моду опять вошли худышки, которые процветают и до сих пор. А вот какая мода будет ещё через пятьдесят лет, остаётся только догадываться.

По своей переменчивости мода проигрывает только погоде, хотя это вопрос спорный. Более того, меняется мода не только на одежду, стили или аксессуары, но и на женскую красоту. Признанная красавица одной эпохи, через полвека может считаться дурнушкой (но мы-то с вами знаем, что некрасивых женщин не бывает). Во все времена на капризы мод очень чутко реагировали художник, поскольку всегда стремились изображать самых красивых женщин своей эпохи.

Древняя Греция и Рим

К сожалению, о женских идеалах Античности приходится судить по фрескам и скульптурам, полноценных живописных произведений не сохранилось. В Древней Греции эталоном женской красоты считались богиня Афродита, дама пышных форм с длинными густыми рыжими волосами. Именно такой она изображена на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», правда созданной уже в 1485 году. В Древнем Риме больше всего ценили красоту женского лица, а пышность форм была на втором месте. Например, с таким прицелом создана картина «Прозерпина» (1874) Данте Россетти.

Средневековье

В Средние века за воспевание женской красоты можно было отправится на костер, поэтому каких-то художественных свидетельств не осталось. Демонстрировать женскую фигуру строжайше запрещалось. Одежда должна была полностью скрывать тело, а волосы прятали под головные уборы. Эталоном женской красоты были святые женщины, которые отдавали себя служению Богу.

Эпоха возрождения

Эпоха Возрождения носит такое название благодаря возрождению интереса к идеалам Античности, в том числе и в вопросах женской красоты. Широкие бедра, пышнотелость, удлиненное лицо, здоровый румянец - так должна была выглядеть первая красавица 15-16 веков. Именно такими изображены женщины на картинах Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти и Микеланджело. Идеалом красоты эпохи Ренессанса можно назвать итальянку Симонетту Веспуччи, которая изображена на нескольких картинах Боттичелли «Весна» (1478), «Рождение Венеры» (1485), «Портрет молодой женщины» (1485). В эпоху Возрождения в моде был высокий лоб, и чтобы добиться такого эффекта модницы выбривали брови и линию роста волос. Это хорошо заметно на знаменитой картине «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи.

Эпоха барокко

В конце 16 - начале 17 веков идеалом женской красоты были белокожие женщины (загар считался уделом крестьянок) с маленькой грудью, крошечной ножкой, бледным лицом, но с пышными бедрами. К тому же, любая аристократка должна была иметь высокую сложную прическу. Эти модные тенденции хорошо заметны на портрете фаворитки Людовика XIV мадам де Монтеспан (1670) работы Пьера Миньяра. Именно к этому периоду относится знаменитая работа Яна Вермеера «Женщина с жемчужной сережкой» (1665).

Эпоха рококо

Если на картине женщина больше похожа на фарфоровую куколку, окружена веерами, зонтиками, муфтами и перчатками, то можно смело утверждать, что речь идет об эпохе рококо. В начале 18 века в моду входит «легкая анорексия»: женская красота становится хрупкой, с узкими бедрами, маленькой грудью, впалыми щеками. Есть свидетельства, что для получения эффекта «впалых щек» некоторые дамы удаляли боковые зубы, оставляя только передние - красота требует жертв. Каноны красоты эпохи рококо прекрасно иллюстрируют портреты Франсуа Буше, например «Портрет маркизы де Помпадур» (1756).

Эпоха романтизма

Только во второй половине 19 века естественный румянец, здоровая свежесть и округлость форм вновь становятся стандартами женской красоты. А самой притягательной частью женского тела становятся округлые плечи, оголять которые было просто необходимо для любой красавицы. Именно такие женщины встречаются на картинах Адольфа Бугро, таких женщин изображали первые импрессионисты («Рождение Венеры» Бугро, «Большие купальщицы» Ренуар, «Голубые танцовщицы» Дега).

Начало ХХ века

«Русская Венера», «Купчиха за чаем», «Девушка на Волге» Бориса Кустодиева прекрасно иллюстрируют каноны красоты начала 20-го века. Все, чем восхищался романтизм в женщине, стало еще более пышным и весомым. 20-40 годы ХХ века

Середина ХХ века

Идеалом женской красоты середины прошлого века становится Мэрилин Монро. Невысокая блондинка, без каких-либо перегибов в сторону худобы или пышнотелости. Ее образ охотно использовал в своих работах основатель поп-арта Энди Уорхол.
Говорить о дальнейшем развитии идеалов женской красоты, тем более в их связи с живописью, пока не стоит. Нужно только отметить, что история развивается по кругу, и в моду снова входят худоба и болезненность.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Усовершенствование орудий труда привело к увеличению продуктов - появился излишек. Это дало толчок для развития торговли, а для этого были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными государствами. Прогремели великие географические открытия. Места, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что эти земли развивались достаточно неоднородно.

В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело.

Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу - как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь - дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев.

Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло за образец достижения антич-ности. В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства - в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет.

"Ax, Филина, люблю я смеющуюся морщинку около твоего глаза, не сочной молодости, а опытности создание. Когда мои жадные руки охватывают твой пышный стан, грудь твоей дочки не прельщает меня. Мне люба зрелая осень, и для нее я забываю весну. Иди! Я укачаю тебя, пока зима не накроет белой пеленой виноград".

Предпочтение, которое давалось зрелой матери перед только что расцветающей дочерью, мысль, что зрелые прелести первой соблазнительнее, выражалась непосредственно в самых разнообразных формах. Грудь, уже ставшая источником жизни, более всего манит и интересует мужчин. Вот почему художники так охотно изображали Марию, кормящую младенца. Вот почему также в XV и XVI вв. колодцы и фонтаны так часто сооружались в виде женщины, из грудей которой брызжет вода. Она лучший символ брызжущей во все стороны жизни, символ питающих сил. Достаточно вспомнить знаменитый "колодезь добродетели" в Нюрнберге. Можно было бы привести сотню других примеров. Все они одинаково драгоценные и прекрасные доказательства творческого пыла эпохи. Из таких фонтанов часто текло вино, которым в праздничный день город или князь угощали народ.
Прекрасная женщина, достигшая зрелости, может, естественно, предъявлять к мужу самые высокие требования, о чем, впрочем, подробнее в главе о любви в эпоху Ренессанса.

Та же самая точка зрения объясняет нам, почему тогда, в противоположность другим эпохам, беременная женщина считалась эстетически прекрасной. И не только в переносном смысле, не только как символ материнства, нет, самое состояние беременности производило эстетическое впечатление. Доказательством служит, на наш взгляд, тот факт, что искусство очень часто изображало беременную женщину, и притом со всеми характерными признаками беременности. Наиболее известна в этом отношении картина "La Gravida" ("Беременная". — Ред.), приписываемая Рафаэлю. Другим доказательством служит то, что, изображая нагих женщин, им охотно придавали вид беременных. Достаточно вспомнить Еву ван Эйка и другие подобные женские изображения.

Одежда стала более открытой. Платья теперь щедро демонстрируют плечи и грудь, для имитации полноты используются накладные бедра и накладные животы. В эпоху Ренессанса не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы. Новые набирающие обороты производственные отношения, требовали увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей, и это обуславливало моду на беремен-ность. Это нашло отражение в костюме - одежду начали шить по сборкам выше талии.


Если в эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос были канонами красоты женщин Флоренции и идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб, для удлинения которого женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, то высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных, подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.

Женщина должна была быть в одном лице Юноной и Венерой. Женщина, корсаж которой предвещает роскошную грудь, ценится выше всего. Вот почему уже девушка щеголяет своей пышной грудью. По мнению Брантома, величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами, "способными задушить гиганта". Такова, по мнению Брантома, прекрасная, царственная женщина. Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни.


Созерцание таких женщин доставляет высочайшую радость, ибо обладание ими сулит мужчине глубочайшее наслаждение. Брантом говорит по поводу любовной авантюры величественной по своему телосложению женщины: "Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча".


В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, - цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

Поэты в разных странах пишут трактаты о красоте и пытаются до миллиметра выверить внешность: «длина носа равна длине губ, оба уха по площади равны открытому рту, а в высоте тела восемь раз укладывается высота головы».

Или более известное: «У красивой женщины должны быть: три вещи белые - кожа, зубы, кисти рук; три черные - глаза, брови, ресницы; три розовые - губы, щеки, ногти; три длинные - тело, волосы, пальцы; три короткие - зубы, уши, ступни; три тонкие - губы, талия, ступни; три полные - руки, бедра, икры; три маленькие - соски, нос, голова...»

В особенности восторженные гимны поются красоте бюста. Груди белы, как слоновая кость, они подобны Венериным холмам или двум сахарным головам, они выступают из корсажа, как "два восходящих весенних солнца", они "поднимаются, как два копья" и т. д. В честь женской груди всюду раздаются хвалебные гимны. Везде там, где слагается гимн в честь женщины, прежде всего и громче всего воспевается грудь. Ганс Сакс поет о своей красавице: "У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками".


Быть может, самый восторженный гимн в честь прекрасной груди принадлежит Клеману Маро, который сложил дифирамб всем ее достоинствам, прославил вызываемые ею чары сладострастия, все желания, которые она возбуждает в мужчине...

Великий Рубенс внес свой вклад, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».

Апофеоз, устроенный прекрасной женской груди в искусстве, не только не уступает, но даже превосходит гимн, сложенный в ее честь поэзией. Никогда в живописи не изображали с таким горячим упоением красоту груди, как в эпоху Ренессанса. Ее идеализированное изображение — один из неисчерпаемых артистических мотивов эпохи. Для нее женская грудь — самое удивительное чудо красоты, и потому художники рисуют и изображают ее изо дня в день, чтобы увековечить. Какой бы эпизод из жизни женщины ни изображал художник, он всегда найдет случай вплести новую строфу в гимн, раздающийся в честь ее груди. И всегда возвеличивается ее здоровая естественная красота — красота, покоящаяся на принципе целесообразности. Это всегда такая грудь, которая точно создана для того, чтобы пить из ее источника жизненную силу.

С этим культом груди может сравниться еще только восторженное прославление интимных красот женщины. Пластические искусства также отдали дань этому культу. Вспомним многочисленные гравюры на эту тему Бехама и Альдегревера, плакаты Петра Флетнера, "Флору" Донателло, чтобы ограничиться хотя бы этими немногими примерами.

Обязательным штрихом для красавицы эпохи Возрождения являлись золотистые волосы: «тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами» — так писал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году.

Абсолютно прекрасным считалась сочетание золотистых волос и черных глаз . Эпоха Возрождения проявляется в возвращении женственности. После запрета на макияж всемогущей церковью в средние века, представительницы слабого пола начинают вновь красить глаза, ресницы и брови суриком. Губы и ногти становятся ярко-розовыми. Некоторые девушки подкрашивали даже соски.

Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса:

«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения... Плечи должны быть широкими... На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...».


Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

Во всемирный день красоты принято вспоминать легенды о красавицах прошлого, удивляться странным вкусам "диких" племен, ценивших длинные шеи и мочки ушей, или возмущаться "канонам красоты", которые навязывает индустрия моды. А как же сильная половина человечества? В настоящих мужчинах мы не всегда ценим внешность, но, не будем лукавить, и у сильной половины человечества есть свои каноны красоты. И каноны эти в веках претерпели ряд изменений.

Аполлон

Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века. Сила, ловкость, красота. Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные, крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Не маловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал : "В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными".

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия

Одним из воплощений совершенства был бог Солнца, покровитель искусств и предводитель муз. Наиболее известный скульптурный образ Аполлона создал придворный скульптор Александра Македонского Леохаром в первом веке до нашей эры - это Аполлон Бельведерский. Бронзовый оригинал статуи не сохранился, а его мраморная римская копия сейчас находится в Ватикане в музее Пия Климента. Впрочем, археологические раскопки доказывают , что настоящие древние греки были мало похожи на дошедшие до наших времен статуи.

Гильгамеш

Народы Месопотамии (шумеры и ассирийцы, а позже персы) в мужчине ценили в первую очередь храбрость и физическую мощь. Дошедшие до нас барельефы представляют богов, царей и воинов как могучих мужчин с накаченными мускулами, обладающих несокрушимой силой и способных выйти в одиночку против льва. Если судить по этим изображениям, то жители Междуречья были коренастыми грузными мужчинами с крючковатым носом, уложенной темной курчавой шевелюрой и такой же бородой. При этом отдельные пряди бороды завивали в трубочки и укладывали плотными рядами.

Благородные мужи, а уж тем более правители, носили богатые помпезные одежды и украшения, когда-то поразившие Александра Македонского. Волосы убирали в сетку, скрепляли их на затылке заколкой или связывали цветными лентами, а свою драгоценную бороду часто прятали в особый футляр. Кроме того, у древних персов было принято чернить брови и румяниться, а некоторые мужчины носили накладные бороды и парики.

Самый известный житель Междуречья шумерский царь Гильгамеш, чье имя дошло до нас сквозь века благодаря одному из старейших в мире литературных произведений - "Эпосу о Гильгамеше".

"Он прекрасный, сильный, он мудрый,
Божество он двумя третями, человек лишь одною,
Его тело светло, как звезда большая,
Но не знает он равных в искусстве мученья
Тех людей, что его доверены власти".

Рыцарь

В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь - прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи - самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и "прототип" штанов: шоссы - узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.

Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря. Около 1540 года (Аугсбург)

Но главным для рыцаря была красота не физическая, а духовная. Рыцарь - в первую очередь слуга своего сюзерена, защитник слабых, детей и женщин. В эту эпоху возникает культ "прекрасной дамы", оказавший влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

Денди

Своеобразным противовесом военным стали английские денди, чей стиль позже переняли в Европе и России. Родоначальником этого стиля принято считать Джорджа ("Бо") Браммела.

Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического мужского костюма. Браммел предложил новый стиль стиль своему другу принцу-регенту, будущему королю Георгу IV, и подражая монарху английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и "мушки".

Впрочем, полноватый принц Уэльский не мог сравниться с другом Браммела, которого за глаза называли "премьер-министром элегантности". А сам он вывел следующую аксиому, которой следуют и современные денди : "Хочешь быть хорошо одетым - не надо носить то, что бросается в глаза".

Быть денди не значит просто хорошо одеваться. Изысканный костюм дополняли и определенные правила поведения: так, герой романа Стендаля "Красное и черное" Жюльен Сорель выводит главные правила настоящего денди - "невозмутимое равнодушие и оригинальность во всем": "… Жюльен теперь был настоящий денди и вполне овладел искусством жить в Париже. Он держался с мадмуазель де Ла-Моль с изысканной холодностью…"

"Как денди лондонский одет" писал Пушкин о Евгении Онегине. Русские денди того времени черпали вдохновение в другом денди - Лорде Байроне. Последний же в свою очередь выделял среди современников всего троих великих людей: Наполеона, Браммела и самого себя.

Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском костюме. 1835 год

Двадцатый век не сильно изменил идеал мужчины, в котором, кажется, смешались: красота и стройность от древних греков, сила и мощь от персов и ассирийцев, рыцарство от средневековых героев, интеллект и эрудированность эпохи Возрождения, галантность придворных кавалеров, веселый нрав гусаров и изысканность денди.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всем доброго времени суток!
Сегодня мы опять поговорим об эталонах красоты и перенесемся на этот раз в эпоху Возрождения. Последний обзор о Средних веках вызвал много споров и полемики, поэтому прежде чем мы приступим к сегодняшней теме, мне хотелось бы еще раз поблагодарить всех тех, кто выразил слова поддержки в адрес поста и темы в целом, а также тех, кто высказал критику. Потому что критика - один из самых мощных стимулов к самосовершенствованию
Я постаралась по мере возможности учесть высказанные замечания, так что добро пожаловать под кат.

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Само слово по отношению к эпохе вошло в употребление около 1550 года с легкой руки итальянского живописца, архитектора и основоположника современного искусствознания Джорджо Вазари.
Источником Возрождения была Италия. Но постепенно и вся Европа разделила с ней это открытие. Так что назвать точную дату начала и конца Ренессанса практически невозможно. Если речь идет об Италии, то начальную дату следует отнести к XIII веку, а для северных стран и 1600 год окажется не поздним. В целом же Возрождение приходило в разные страны в разное время.
В сфере идеологии, культуры и искусства в период Возрождения происходит революционный переворот, возникает светское видение мира, ренессансная культура. Ее идейной основой является гуманизм, новое мировоззрение, в центре которого находится человек, его достоинство, его творческие силы. Возрождая давно забытое, Ренессанс открывает заново сокровища античной культуры. Этот период ознаменован расцветом искусства, которое ярко раскрывает гуманистический идеал прекрасного, гармоничного человека.
Тем не менее, не смотря на безусловную положительную динамику во взглядах на человека, идеализировать Возрождение и видеть в нем только возвращение античного духа было бы не совсем верно. XV и XIV вв. стали свидетелями распространения мракобесия алхимиков, астрологов, колдунов и охоты на ведьм. Это также было время массовых убийств в Америке и началом депортации чернокожих в Новый Свет.

Каковы же были представления и традиции красоты в данный исторический период?

Культ тела

Идеалом эпохи Возрождения был человек чувственный, способный вызвать у другого пола сексуальное влечение. После падения античного мира телесная красота праздновала свои высочайшие триумфы. На смену хрупким вытянутым силуэтам приходит массивная нагота обнаженных фигур Рубенса.
Художники той эпохи наилучшим образом выразили пламенное восхищение женским телом. «Аллегория, мифология, история, Библия, мученичества святых, - писал в своей книге Ж.Буске, - все становилось всего лишь поводом для того, чтобы изобразить один и тот же сюжет - женское тело». Эта эротическая экзальтация была характерна для всей Европы, за исключением Испании.


Мужчина считается совершенным, если в нем развиты признаки, которые характеризуют его силу и энергию. Женщина объявляется красивой, если ее тело обладает всеми данными, необходимыми для выполнения предназначенного ей материнства. Прежде всего в почете была грудь, как символ она получает все больше значения, чем дальше развивается Ренессанс. Ее идеализированное изображение - один из неисчерпаемых мотивов эпохи.
Новый женский силуэт был определен в Италии, где мужчины все более ценили в женщинах «пышность тела». При этом все более частое пользование каретами, более тяжелая пища, разумеется, сыграли свою роль в эволюции форм. Чревоугодие было довольно частым пороком в среде итальянской знати. Рацион характеризовался чрезвычайным обилием мяса, главным образом домашней птицы и дичи, так что ужин, предложенный Пантагрюэлю в четвертой части книги Рабле, был не настолько фантастичен, как можно подумать Кроме того, еда обеспеченных господ в эпоху Возрождения была не только обильной, но и включала в изобилии пряности и сладости.

В противоположность Средним векам, предпочитавшим женщин с узкими бедрами и стройным станом, предпочтение теперь отдавалось широким бедрам, крепкой талии, толстым ягодицам. Женской красоте посвящены самые обстоятельные, детальные и многочисленные описания. Мужчины облекают свои требования относительно физической красоты женщины в самые ясные и точные описания. Например, очень распространенная свадебная песня перечисляет «тридцать пять достоинств красивой девушки», в числе которых пояснялось, что «женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги - как уроженка Рейна, грудь - как венка, живот - как француженка, спину - как уроженка Брабанта, руки - как жительница Кёльна».

Не менее яркое доказательство в пользу чувственной тенденции Ренессанса - его отношение к наготе.Известно, что тогда к наготе относились довольно просто. В XVI в. принято было раздеваться догола и спать без какой-либо одежды. И это касалось обоих полов всех возрастов; часто муж, жена, дети и слуги спали в общей комнате, не разделенные даже перегородками. Таков был обычай не только в крестьянстве и в низах, но и среди высшего бюргерства и аристократии. Даже перед гостем не стеснялись, и он спал обыкновенно в общей спальне с семьей. Если гость отказывался раздеться, то его отказ возбуждал недоумение. Как долго продолжался этот обычай, видно из одного документа, относящегося к 1587 г., в котором обычай этот порицается, а следовательно, еще существовал.
Красивое тело выставлялось напоказ не только путем идеализирующего искусства. В этом люди эпохи Возрождения шли гораздо дальше, смело щеголяя наготой перед всем миром. Существовал, например, обычай встречи знатных особ перед городскими стенами совершенно обнаженными красивыми женщинами. История зарегистрировала целый ряд таких встреч: например, въезд Людовика XI в Париж в 1461 г., Карла Смелого в Лилль в 1468 г., Карла V в Антверпен в 1520 г.
Еще одна особенность частной жизни, служащей не менее классическим доказательством свойственного Ренессансу культа физической красоты, - описание и прославление интимной телесной красоты возлюбленной или жены мужем или любовником в беседе с друзьями. Сеньор Брантом сообщает: «Я знал нескольких сеньоров, которые хвалили своих жен перед своими друзьями и подробнейшим образом описывали им все их прелести». Причем в этом случае не чурались оглашать даже самые интимные подробности.


Эпоха Ренессанса отличалась не только чувственностью. Она порой не знала ни лицемерной стыдливости, ни страха. Эта прямолинейность, в свою очередь, приводила к тем особенностям, благодаря которым некоторые модные традиции Ренессанса кажется нам подчас такими вызывающими и странными.
В качестве самого яркого примера можно назвать традицию обнажения груди. Ренессанс придерживался того взгляда, что «обнаженная женщина красивее одетой в пурпур». Обнажение груди не только не считалось пороком, но, напротив, было частью всеобщего культа красоты, так как служило выражением чувственных порывов эпохи. Все женщины, одаренные красивой грудью, более или менее декольтировали ее. Даже немолодые уже дамы стремились как можно дольше вызывать иллюзии полной и пышной груди. В отличие от других эпох, в период Ренессанса женщины декольтировались не только в бальной зале, но и дома, на улице и даже в церкви.

Чтобы лучше обратить внимание на красоту груди, на ее наиболее ценные достоинства - упругость и пышность, - женщины порой украшали ореолы алмазными кольцами и шапочками и обе груди соединялись золотыми цепочками, отягченными крестами и драгоценностями. Екатерина Медичи придумала для своих придворных дам моду, обращавшую на грудь внимание тем, что в верхней части платья справа и слева были сделаны два круглых выреза, обнаруживавших обнаженные груди. Аналогичная мода, в силу которой обнаруживались только грудь и лицо, царила и в других местах. Там, где обычай требовал, чтобы благородные дамы переходили улицу только под шалью или в маске (как в Венеции, например), они послушно скрывали лицо, но зато щедрее выставляли напоказ грудь.
Степень декольтирования зачастую зависела от классовой принадлежности женщины. Господствующие классы, у которых женщина считалась главным предметом роскоши, доводили декольте до последней крайности. В среде бюргерства и городского дворянства женщины не декольтировались так сильно, как при дворах абсолютных государей. Но и мещанки декольтировались очень заметно. В одном описании костюмов, относящемся к началу XV в., говорится: „Богатые девицы надевают платье с вырезом спереди и сзади, так что груди и спина почти обнажены“. В Лимбургской хронике, также относящейся к XV в., говорится: „А женщины носят широкие вырезы, так что видна половина груди“. К тому же корсаж так подпирал грудь вверх, что достаточно было малейшего движения женщины, чтобы грудь выходила из платья. Женщины, одаренные от природы красивой грудью, несомненно, не упускали случая доставлять мужчинам столь радующее глаз зрелище


Еще один интересный обычай - обычай совместного купания, служивший первоначально только целям чистоты и здоровья, превратился с течением времени в одну из важных форм флирта. Галантное обращение с купавшейся рядом женщиной служило лучшим поводом для знакомства. И, разумеется, какой мужчина не пользовался подобным случаем для ухаживания. Помещения, где купались, была ли то баня или купальня, было в большинстве случаев очень ограниченным по площади, и, несмотря на то, что места омовений мужчин и женщины обычно отделялись друг от друга перегородкой, последняя была так низка, что никогда не мешала подглядеть (а уж тем более пустить в ход руки ). Что же касается ванн, главной формы купален, то в них мужчины и женщины купались уже безусловно вместе, как показывает целый ряд картин и рисунков. Так что со временем купание превратилось из средства укрепления здоровья в удобный случай самого откровенного флирта. Впоследствии, когда оба пола купались раздельно, обе стороны имели после бани достаточно возможностей наверстать упущенное, так как существовал обычай, что после купания оба пола собирались для совместного кутежа и танцев. Да и постановления о запрете на совместное купание, по-видимому, регулярно и исправно игнорировались.

Волосы

В эпоху Ренессанса в моде был особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана». Такой цвет является обязательным штрихом для красавицы эпохи Возрождения: «тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами» - так писал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году.
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным».


Так, в Венеции дамы готовы были часами сидеть в закрытых будочках на крышах домов, подставив под лучи палящего солнца волосы, смоченные различными обесцвечивающими растворами, в надежде получить яркий золотистый цвет с рыжим оттенком. С этой же целью использовались и широкополые шляпы без тульи. Волосы раскладывались на полях для естественного обесцвечивания солнцем, в то же время широкие поля защищали лицо от загара.
Зачастую волосы красили так – щелоком, сделанным из древесной золы, их обесцвечивали, а затем покрывали подходящим красителем – шафраном, куркумой, ревенем, серой или хной. Из-за регулярного мытья головы щелоком волосы нередко выпадали, но закоренелых модниц это, конечно, не останавливало.
По ренессансному канону красоты лоб должен был быть неестественно высок, и потому его подбривали, стараясь удалить одновременно и брови. Но это мы помним еще по Средневековью))

Женщины создают всевозможные прически из красиво переплетенных и уложенных завитых прядей и кос. Их украшают на античный манер сетками, повязками, заколками; носят шляпы и покрывала.
В Испании прическу делали простую и гладкую, разделяя волосы на прямой пробор и укладывая надо лбом валиками. Их могла украшать наколка, либо высокий ток. Женщины из простонародья носили чепцы или платки (сверху на них надевали шляпы). По обычаю, горожанки не должны были выходить из дома, не закутавшись в покрывало. Позднее покрывало превратилось в кружевную мантилью, колоритный элемент испанского быта.
Во Франции прически также были просты и представляли из себя волосы, начесанные на валик. Дворянки покрывали их арселе и аттифэ - головными уборами на серповидном (сердцевидном) каркасе, к которому прикрепляли вуаль. Могли надеть шляпу, барет или ток. Горожанки и крестьянки традиционно носили чепец, набрасывая на него при выходе на улицу темный шаперон.
Эволюция парикмахерского искусства эпохи Возрождения отражена на полотнах Сандро Боттичелли. На портрете Симоны Веспуччи, созданном им в 1485 году, можно заметить, какими сложными подчас были женские прически. Открытый лоб, прямой пробор, украшенный жемчугом, локоны завиты мелкими волнами. Широкая прядь сбоку плавно проходит через середину косы, уложенной на затылке в виде обруча, чтобы закончиться свободно спадающими завитками. В середине косы пучком уложены локоны, перехваченные лентой. По спине спускается распущенный пучок волос, перехваченный накрест лентой, а слева тонкая коса, украшенная жемчугом. Довершает этот шедевр парикмахерского искусства тонкий локон, уложенный на манер готического барбета под подбородком.

Такие сложные прически требовали наличия большого количества волос, поэтому для них зачастую использовали дополнительные детали: готовые шиньоны, пучки, косы, жгуты из волос. Вообще, прически эпохи Возрождения отличались сложным переплетением кос, жгутов и свободно ниспадающих локонов. Многие из них запечатлены на картинах Леонардо да Винчи.

«Флорентийская коса» была одной из популярнейших причесок того времени. Волосы разделяли на прямой пробор, по бокам зачесывали полукругом от лица к затылку, а несколько прядей на висках подстригали, завивали и спускали на лицо. Вдоль спины, по примеру «рыцарской косы», ниспадала длинная прядь волос, крестообразно перевязанная лентой. На затылке укрепляли плоский головной убор – трансадо – с длинным футляром, в который укладывали перевязанную косу. Вместо трансадо порой использовали жемчужные нити в несколько рядов. К слову, чем богаче была дама, тем большее количество драгоценностей украшало ее прическу.


В XV веке Венеция оттеснила Флоренцию, став законодательницей моды, которой подражали в других странах Западной Европы. Венецианские прически напоминали валик с уложенными внутрь волосами. Наряду с ними популярностью пользовались прически, представлявшие собой комбинацию кос и локонов с вплетенными в них полосками ткани. Дополнялись они сетками с цепочками, лентами, жемчугом, драгоценными камнями, серебряными и золотыми нитями. Такие сетки закреплялись высоко на затылке и спускались на плечи.
Прически дополнялись головными уборами: беретами, тюрбанами, чепцами, моду на которые так же ввели венецианки. К концу эпохи Возрождения популярными стали прически с уложенными вокруг головы косами или жгутами. Из-под них выпускались легко завитые тонкие пряди; в другом случае пряди укладывали восьмеркообразными жгутами на лбу.

Одежда и украшения

Ренессансный костюм также отразил новые гуманистические идеи. В отличие от средневекового, он призван не скрывать, а подчеркивать прекрасные пропорции и формы. Тело теперь принято частично обнажать.
Новый идеал красоты диктовал новые тенденции в моде. Стремление сделать талию пошире, например, привело к так называемому Wulstenrock (юбка-подушка, юбка-валик), благодаря которой формы тела приобретали колоссальный размер. Демонстративное подчеркивание груди достигалось при помощи корсажа. Женщины во что бы то ни стало хотели казаться полными, отличаться пышными формами.
Средневековый наряд был относительно прост. Конечно, существовало множество вариантов, зависящих от вкуса и достатка обладателя, но, в сущности, он состоял из свободного одноцветного одеяния вроде рясы. Однако с приходом XV и XVI столетий мир одежды вспыхнул радугой ярких цветов и фантастическим разнообразием фасонов. Не удовлетворяясь роскошью парчи и бархата, богачи покрывали наряды жемчугом и золотой вышивкой, драгоценные камни усаживали на ткань так плотно, что ее не было видно. Излюбленными тогда стали первичные, основные цвета, которые часто контрастно сочетали.

Зачастую отдельные части одного костюма кроились из ткани разного цвета. Одна нога штанов-чулок была красной, другая – зеленой. Один рукав – лиловым, другой – оранжевым, а само одеяние могло быть и вовсе третьего цвета. Каждый модник имел своего личного портного, придумывавшего ему фасоны, так что балы и собрания позволяли любоваться широчайшим разнообразием нарядов. Мода менялась с небывалой ранее быстротой. Лондонский хронист в записках о царствовании Елизаветы I отмечает: «Сорок лет тому назад в Лондоне не было и двенадцати галантерейщиков, торговавших вычурными шляпами, бокалами, поясами, мечами и кинжалами, а теперь каждая улица, от Тауэра до Вестминстера, переполнена ими и их лавками, сверкающими и сияющими стеклом».

Все еще был в ходу «геннин», головной убор на каркасе из твердой бумаги или накрахмаленного полотна высотой в ярд, обтянутый шелком, парчой или другой дорогой тканью. Его дополняла длинная вуаль, ниспадавшая с макушки до пят. У самых претенциозных щеголих вуаль волочилась по полу. В некоторых дворцах приходилось поднимать притолоки, чтобы модная дама могла пройти в двери.
Пристрастие к щегольству распространилось на все слои общества. «Нынче не отличишь на взгляд прислужника в кабаке от лорда, судомойку от знатной дамы». Такого рода жалобы звучали повсеместно, и в них была доля истины. Для сохранения явных социальных отличий предпринимались попытки оживить законы, касающаяся внешнего вида. В них было скрупулезно расписано, что могут и чего не могут носить различные классы общества. Елизавета Английская запрещала простолюдинам надевать брыжи и кринолины. Во Франции иметь одежду из золотой и серебряной парчи дозволялось только лицам королевской крови. Во Флоренции простым женщинам не разрешалось носить меха и пуговицы определенной формы, сделанные из ряда материалов. Законы эти сразу по принятии подвергались всеобщему поношению и не исполнялись. Их принимали вновь, придумывая иные виды запретов и наказаний, но на них снова не обращали внимания. Сдерживающим фактором оставался лишь объем кошелька.

Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве.
Распространенным украшением были драгоценные перстни с коробочкой-тайником. Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.


Женский костюм состоял в основном из трех главных предметов: рубашки, платья и верхнего платья (накидки). Рубашка по-прежнему длинная, с длинными рукавами. Платье шьется с отрезным облегающим лифом, большим декольте, пышной, заложенной в складку или сосборенной юбкой. Линия талии иногда завышена, рукава пышные, широкие вверху, с разрезами и буфами (иногда привязывались тесемками к корсажу). Верхней одеждой служила симара, напоминавшая средневековый упелянд и имевшая свободную спинку, заложенную в складки. Силуэт платья лишен жесткого каркаса и имеет мягкие очертания. Его доминанта - горизонталь: плечи, широкий низ. Особенно акцентирован плечевой пояс - пышный верх рукавов, открытый ворот рубашки или куртки, декольте у женщин.
Костюм крестьянок и горожанок проще, он сшит из более дешевых и грубых тканей. У крестьянок платье, как правило, короче (подол не достигал земли), лиф со шнуровкой, на платье надевался фартук.

Общими для европейского костюма являлись определенные виды одежды, приемы декорирования. Одежду в самых разных местах было принято “покрывать” разрезами различной формы и размеров.
В XV в. законодательницей мод была Флоренция. Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был богаче и разнообразней мужского. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела. В XV в. итальянки носили платье - «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.
Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).
Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.
Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

В XVI в. Флоренция уступила место Венеции в части первенства в определении модных тенденций. В XVI в. итальянский костюм постепенно изменяется, его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменяются более темными. В конце XVI в. под тройным влиянием Испании, католической реформы и кальвинистской суровости над всеми цветами в одежде торжествует черный.
Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени - зрелость и опыт. С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию.

В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани. В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева - рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.


В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой
В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу - отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.
Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер - вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.
Зимой итальянки грели руки в муфтах, которые шились из шелка и оторачивались мехом.

Наиболее распространенными тканями в XVI в. время традиционно являются шерсть и лен. Лидерство в производстве сложной ткацкой продукции принадлежало Италии. Модные итальянские одежды для знати изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.

Испанский женский придворно-аристократический костюм получил законченную жесткую каркасную форму. Испанский корсет - железный, не имеет вогнутых линий, его задача - выпрямить фигуру, полностью скрыть ее формы. Лиф треугольный, заканчивается шнипом, талия опущена вниз. Плечи выпрямляются, укорачиваются, снабжаются ватным валиком. Шея полностью закрыта фрезой. Юбка натянута на каркас из металлических обручей - вердугос, образующих пирамидальную форму. Строгие геометрические формы придают женской фигуре сухость и стройность. Горожанки и крестьянки не носят металлический каркас. Их одежда состоит из рубашки, корсажа на шнуровке и широкой юбки (нескольких юбок).

Во Франции женский костюм, как и мужской, испытывает итальянское, а затем испанское влияние. С 20-х годов начинается увлечение испанским каркасом вертюгаль. Форма его во Франции была иной - цилиндрической (барабанной), и юбки драпировались складками. Лиф представлял собой жесткий каркас, на который надевалось нижнее платье - котт и верхнее - роб с распашной юбкой (их длина достигала щиколотки). Квадратное декольте закрывали тонкой рубашкой, вставкой с воротничком-стойкой, либо не делали вообще. Среди знати и подражающей ей буржуазии популярны разнообразные аксессуары: маленькие подвесные зеркальца, кошельки, перчатки, веера, в том числе складные веера из кружев. Аристократки пользовались масками из черного бархата либо атласа для защиты от ветра, пыли, солнечных лучей, а также от любопытных глаз. Широко распространены перчатки.

Английский костюм постоянно испытывает разнообразные иноземные влияния, наиболее сильным из которых было итало-французское в первой половине XVI в. и испанское - во второй.
В женской одежде вначале используют кожаный корсет, а позднее - испанско-французский каркас. Верхнее платье - гаун делают с распашной юбкой. Национальная особенность платья аристократок - тройные рукава. Носят шляпы, в том числе ток, особенно популярен французский аттифе (“французская шляпа”). Национальный головной убор англичанок гейбл делался на каркасе, напоминавшем домик. Арсенал разнообразных заимствований испанских и французских мод настолько велик, что приводит к полной потере стиля, платье кажется карикатурой на испанской костюм. Каркас юбок английских аристократок, так называемый фарзингейл, укорачивает и уродует пропорции женской фигуры, зрительно опуская талию.

Для немецкого костюма характерны перегруженность деталями, обилие отделки, измельченность форм. В Германии с запозданием воспринимают новые тенденции ренессансного костюма, там преобладают его средневековые элементы. В целом одежда как в Германии, как и в Англии отличается провинциализмом, утратой стилевого единства итальянского или испанского костюма. Наиболее яркое явление того времени - костюм ландскнехта. Женское платье сохраняет готические формы, большое влияние на него также оказала франко-бургундская мода. Верхняя часть из-за низкой и узкой проймы как бы спелёнывает женщину. На узких рукавах, перетянутых “браслетами” из ткани, много разрезов и буфов. Верхнее платье, не имеющее каркаса, зачастую имеет шлейф и драпируется таким образом, чтобы придать фигуре “готическую кривую”. Большое квадратное декольте закрывается рубашкой или специальной пелеринкой (голлер). Типично немецкий женский убор - громоздкий высокий колпак, надетый поверх надвинутого на лоб чепца (хаархаубе). Из украшений предпочитают золотые цепи. Для костюма крестьян и городских низов как Германии, так и Англии еще долго будут характерны средневековые черты.

Косметика и уход за телом и лицом

Косметика эпохи Возрождения – яркое подтверждение афоризма «красота требует жертв». На что только ни шли красавицы того времени, чтобы выглядеть очаровательно. К примеру, в качестве помады и румян использовался сульфид ртути красного цвета. Для отбеливания лица активно применялось средство со свинцом и уксусом, кожа, и правда, становилась белее, но со временем желтела и обратить этот процесс было невозможно. Королева Англии Елизавета I была ярым поклонником такой косметики. Её лицо достигло такой степени белизны, что вошло в историю как «Маска молодости».

Так как в мужчине и женщине Ренессанса видели в первую очередь толь­ко пол, то в связи с презрением к старости у обоих полов отмечается страстное желание «снова помолодеть», особенно у женщины. Из этой понятной тоски выросла в значительной степени идея об источнике молодости, представляющая в XV и XVI вв. такой распространенный мотив. Само собой понятно, что и «наука» спешила предлагать десятки средств тем, кто хотел помолодеть. Шарлатаны, цыгане, старухи продают их легковерным людям на улицах и ярмарках, отчасти тайно, отчасти открыто.
Богатые горожанки и аристократки увлекаются косметикой. Именно в ту пору изобретен был туалет и туалетная комната, где находился специальный стол, уставленный косметическими снадобьями, благовониями, безделушками.
В этот исторический период особо актуальными становятся всевозможные тоники для поддержания красоты. Один из наиболее известных – вода Сулеймана – способствовал удалению образований на коже (пятна, бородавки, веснушки). Средство весьма действенное, но из-за того, что в нём содержалась ртуть, сера и скипидар, оно оказалось ещё и крайне вредным. Его применение сулило серьёзные повреждения кожи.

С появлением нового метода перегонки расцвело производство духов на спиртовой основе. Популярность ароматических масел, помад и лосьонов была простой немыслимой. Неудивительно, что парфюмеры даже смогли создать собственную гильдию. К тому же, люди времён Возрождения думали, что духи и изысканные ароматы смогут защитить их от ряда болезней, якобы вызываемых «плохим» воздухом. Итальянский парфюмер маркиз де Франгипани один из первых создал новые ароматы, употребив цветы и деревья из Нового Света, в частности Вест-Индии. Особо востребованными были цветы горького апельсина (нероли), дамасской розы, лаванды, мирры.
В эпоху Ренессанса излишняя „волосатость“ на женском теле не приветствовалась. литература эпохи Возрождения объясняет эпиляцию гигиеническими и медицинскими причинами. У андалузского автора Джентилле (1529 г.) есть свидетельства, что отсутствие волос на теле – профилактика педикулеза и защита от грязи. Роль эпилятора играл обыкновенный пинцет. Кроме грубого механического способа применялись специальные мази, в состав которых входили сало, горчица, спирт и прочие ингредиенты. Венецианский поэт Бертоламо свидетельствует, что представительницы древнейшей профессии удаляли не только волосы на интимных местах, но и полностью выщипывали брови.
Вообще куртизанки уделяли много времени уходу за телом, в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения даже утверждали, что жрицы любви более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества.

Список использованной литературы:
1) Блейз А. / История в костюмах
2) Делюмо Ж. / Цивилизация Возрождения
3) Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. / Иллюстрированная энциклопедия моды
4) Козьякова М.И./ История. Культура. Повседневность
5) Фукс Э. / История нравов
6) Чемберлин Э. / Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура

Всех благодарю за внимание!
Вероника